Что говорит библия об астрологии



Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * *
20 лет мы очно и заочно обучаем астрологии, проводим консультации профессиональных астрологов, издаем газету, журнал и книги по астрологии, разрабатываем и распространяем компьютерные астрологические программы!

Владимир Уранов

Некоторые из церковников распространяют мнение, что христианство запрещает астрологию. Но тщательный просмотр по словарю-указателю «Симфония» всех высказываний в Библии по этому вопросу показывает, что она не ограничена, как эти ее последователи, и астрологию даже не осуждает. Библия лишь предостерегает от грубых ошибок и указывает место, не самое высокое, этой дисциплины. Астрология хоть и изучает материи повыше, чем другие науки, все же духовной наукой не является. Два раза в Ветхом Завете критикуются, как недостаточно знающие, конкретные «звездочеты»-предсказатели, но плохих специалистов много во всяком деле, не только в таком сложном, как предсказательная астрология. Священников в Библии куда как чаще критикуют — сотни раз, пожалуй. И почему это церковники так стараются нарушать заповедь Христа «не судите, да не судимы будете» (От Матфея 7, 1)?

В Новом Завете «Вифлеемская звезда» (предполагают, что это было соединение Сатурна с Юпитером) указала волхвам время рождения Спасителя. Может быть, предвидя события жизни Христа, волхвы дали Его матери ценные вещи, благодаря которым Он выжил. Вот так: астрологи спасли Спасителя и выступили своего рода акушерами христианской церкви. И Христос в Евангелиях астрологов и астрологию не критиковал.

Может быть, дело в традиционной склонности церковников ненавидеть науки и ученых (нарушая главный Завет Христа — о любви)? Астрологию (науку, которую можно отнести и к оккультным, и к точным, и к естественным, и к гуманитарным), кстати, невежественные люди путают с народными верованиями астромантией и астролатрией — гаданием по звездам (например, о погоде) и религиозным почитанием светил (вернее, их духовных сущностей). Библия, как будет видно из дальнейших цитат, в основном интересовалась астролатрией.

Во времена написания Библии еще встречалось слепое, рабское поклонение светилам. Светила могли восприниматься как высшие Боги, как последняя инстанция — выше некуда. Таким образом, вместо единой вершины Абсолюта виделось многоглавие иерархии, и дальше относительно малых вершин почитатели не шли, тем более что этих невысших богов еще и уподобляли страстным людям и даже животным.

Каждый народ рождается со своим гороскопом, и, похоже, сильнейшие планеты гороскопа почитаются больше других — как боги. Так, основная планета иудеев — Сатурн-Ремфан. Не приветствовалось поклонение именно чужим богам-светилам. «И дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Второзаконие 4, 19; см. также Второзаконие 17, 3 и 4-я царств 23, 5). «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас» (Второзаконие, 6.13-14). Впрочем, это уже история. Возможно ли такой культ представить в нынешнее время?

Принимать меньшее за большее, вторичное за первичное — грубая ошибка на духовном пути. Негоже приравнивать Творца светил и духов человеческих к светилам — факторам астрологии. Бог-Абсолют, сотворивший не только мир вещей и живых существ, но и управляющие земными природными и психофизическими ритмами светила, всегда может превозмочь своим высшим законом астрологические закономерности: «Скажет солнцу — и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9, 7). «Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его» (Иов 25, 5). «Не превыше ли небес Бог?» (Иов 22, 12).

Гороскоп — формула души, психики (мыслей и чувств), синтезируемая светилами, может разве что намекнуть о духе (его прошлых воплощениях) человека, который выше. Дух (искра Божья) может управлять душою, а душа духом нет.

Презирать «светила великие» (Псалтирь 135, 7 и др.) человек, конечно, не вправе, поскольку он по сознанию ниже их (не физических тел светил, конечно, а их духовной сущности, без которой всякое вообще тело, животное или планетарное и т.д., разваливается на молекулы), но помнить о первопричине нужно всегда. Например, в корне изменить нашу судьбу, взмаливаясь к светилам, невозможно: ключевые изменения действия «заверченного колеса» может производить лишь тот, кто это колесо завертел — Бог. Или наш дух — подобие Божье (сила духа средствами разума и воли превозмогает астрологические влияния на душу). Астрологические факторы послушны своему Создателю. «Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света» (Псалтирь 148, 3-4).

Астрология указывает на нежелательные пороки (открывает глаза), подсказывает альтернативные, более приличные формы поведения, но лишь сила духа может радикально изменить состояние и судьбу души и тела.

Однако мир духа — вечность, а душевно мы живем в мире времени, и во времени совершается наша эволюция. И тут Богу потребовались светила небесные.

Бытие 1, 14-18: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для ЗНАМЕНИЙ, и ВРЕМЕН, и дней, и годов, и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды, и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы СВЕТИТЬ на землю и УПРАВЛЯТЬ днем и ночью, и ОТДЕЛЯТЬ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И увидел Бог, что это хорошо». Аналогичные цитаты — Псалтирь 135, 7-9 и Иеремия 31, 35.

Кое-что здесь материалистам покажется антинаучным лепетом, но надо иметь в виду, что Библию не раз переписывали и переводили, внося искажения в меру своего непонимания, особенно иносказательных символов.

Итак, посредством небесных факторов организуется временной (он же временный, невечный) мир на Земле. И это «хорошо». А также они предназначены для знамений. Что это? В Ветхом Завете «знамения» — знаки Бога человеку для вселения в него уверенности. Вот астрологи читают на небе знаки светил и имеют уверенность в прогнозе или, по меньшей мере, убеждаются, что светила опять подействовали закономерно. Отметим, что среди управляющих светил названы не только Солнце, задающее суточный и годичный ритмы, но и Луна, ритм влияния которой явно относится к астрологическим, и «звезды» (скорее всего, здесь имеются в виду планеты).

Просматривая употребление слова «звезды», можно обнаружить (в «Откровении») такие их воздействия, как пасть на воды и отравить их, пасть на землю и открыть кладезь бездны. То ли имеются в виду их лучи, то ли все же сами они.

Второй вариант кажется странным, но заметим, что термином «воинства небесные» в Библии именуются и звезды (планеты?), и Ангелы (это, кстати, подтверждает понимание семи Архангелов как высших духов семи планет). С кем или чем они воюют? Лишь единожды нашелся в качестве объекта человек: «С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою» (Книга судей 5, 20). Небесное воинство борется с силами хаоса, с силами тьмы — в процессе оформления мира. Свет борется с тьмой, извлекает мир из хаоса, тьмы и не дает ему вновь опускаться в бездну. Здесь надо сознавать, что свет — и физическое, и душевное, и духовное явление.

Называются «светилами» и «звездами» также выдающиеся люди (может быть, воплощенные Ангелы?): «... вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире...» (К Филиппийцам 2, 15); «Я, Иисус... есмь... звезда светлая и утренняя» (Откровение 22, 16).

Итак, функции небесных факторов (к которым можно причислять и высокоразвитых людей — носителей небесного на земле) — управлять жизнью, от духовной до физической (посредством «света жизни» — см. От Иоанна 1, 4 и 8, 12, Псалтирь 35, 10), и давать знамения (светом или просвещением), которые не запрещено понимать. Однако, конечно, эти факторы все же вторичны и временны, легко преодолеваются в случае непосредственного участия Бога. В сравнении с бесконечностью любое конечное — как нуль.

«... НЕ СТАНЕТ СВЕТА, СВЕТИЛА УДАЛЯТСЯ. День этот будет единственный, ведомый только Господу: НИ ДЕНЬ, НИ НОЧЬ; лишь в вечернее время явится свет» (Захария 14, 6-7). «...солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ ПОКОЛЕБЛЮТСЯ...» (От Матфея 24, 29-30). О том же — Исаия 13, 10, Иезекииль 32, 7-8, Екклесиаст 12, 2, Иоиль 2, 10 и 3, 14-15.

Бог создал факторы управления на некоторый срок, и он же их отменяет в конце срока: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы...» (Исаия 34, 4). Не будет в них нужды, когда «ГОСПОДЬ БУДЕТ... ВЕЧНЫМ СВЕТОМ» (Исаия 60, 20).

Даже небесное преходяще, лишь Бог абсолютен. А дух человека подобен Богу, то есть божествен, безвременен, вечен. «Светильник Господень — дух человека...» (Притчи 20, 27). Выше временных задач земного бытия есть мир духа, мир Бога, и сущностные вопросы бытия решаются лишь прямым обращением к Богу, или к духу. Именно поэтому недопустимо поклоняться небесному, не поклоняясь при этом абсолютному, вневременному. Господь иудеев описывает кару за отступничество от него: «И раскидают их (кости) пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и вслед которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут навозом на земле» (Иеремия 8, 2). Какая фраза, кроме этой, может так безумно пугать церковников и понуждать их к травле астрологов? Но иудейская астролатрия (фраза — из пророчества об опустошении Иудеи) и современная астрология — разные вещи: какое еще поклонение звездам! Ученые, в том числе астрологи, вообще мало склонны к поклонению, включая, к сожалению, и Бога.

Кто держится лишь за временное, не получит вечного. Уважать временное, земное тоже в известной мере надо (иначе зачем Бог его создал и зачем было приходить в этот мир?), но земное должно быть строго подчинено абсолютному. Таково испытание человека на духовность. В том числе и астролога: он может понимать и разъяснять текущее время и состояние организма, души, социума (отчасти также и будущее), но никогда не должен забывать законы духа и жертвовать ими ради земных благ. Подходя к астрологии бездуховно, можно спровоцировать даже дикарское поклонение светилам — слепой или лживый культ, мутную религию. Впрочем, до этого не дошло, хотя некоторые «пророки», объявившие себя астрологами, и пытаются это сделать. Астрология ныне — наука о душе, но ей необходимо придавать духовность, абсолютность и в теории, и в личной практике.

Однако, как бы несовершенна ни была астрология, она (давая отличное понимание характеров и событий) спасает, среди прочего, от падения в дикарское идолопоклонство. Ведь без психологической науки народ тупеет и становится рабом вещей, страстей, чертей, тьмы, хаоса. На то и даны знамения и наука их толкований, чтобы не скатились, а восходили, чтобы укрепились на сужденном пути эволюции, намеченном звездами.

В качестве эпилога — разговор Бога с человеком: «Можешь ли ты связать узел Хима (Плеяд) и разрешить узы Кесиль (Ориона)? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас (Медведицу) с ее детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?» (Иов 38, 31-33).

Знать человек, в принципе, может. Но знает ли? Дорос ли по уровню сознания до законов небесных факторов, поднялся ли сознанием к духовным вершинам? Если взошел — можешь сотрудничать с небом и управлять судьбой.

Подведем итоги. Астрология не только не отбрасывается Библией, но часто используется в тексте Библии, если разобраться в языке древних символов. Кратко этого не расскажешь (здесь — малая часть), можно прочитать об этом в книгах Н. Морозова, Д. Святского и А. Немоевского.

Известно, что первые столетия восточная христианская церковь сотрудничала с астрологами (римская — гораздо дольше), например, в периоды скопления планет («парады», как сейчас говорят) назначались соборы. А в шестом веке (пересказываю из чужой статьи) поссорилась из-за того, что звездочеты епископа Феодора по схождению планет в знаке Рыб предсказали всемирный потоп (или астрологи вычислили, а наводнение епископ придумал — подобно тому, как ученые открыли атомную энергию, а генералы распорядились сделать бомбу), константинопольская церковь это разрекламировала и попала впросак. И самый близкий пример: зайдите в церковь и взгляните изнутри в небо — на купол. Почти всегда увидите символы четырех Евангелистов, означающие постоянный крест знаков Зодиака: Телец, Лев, Орел (прежний символ Скорпиона) и Водолей — Ангел или человек (эта же четверка есть и в четвертой главе «Откровения»). А раз сохраняется сие знамение на православном храме, значит, не закрыт еще вопрос о дружбе и сотрудничестве научной астрологии и религии. Если уменьшится доля дискредитирующих свою профессию агрессивно-невежественных церковников и неодухотворенных астрологов — то почему бы и нет?

 

Статья опубликована в 7 номере газеты «Астролог» за 2007 год.

 

 

 

Справки и дополнительная информация

по e-mail: astrologia@inbox.ru

или по тел.:  8-499-151-84-10,  8-499-151-85-10.

На главную страницу

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт